Весенний чек-ап
Подготовка кормозаготовительной техники к сезону
Весна — время не только для подкормки озимых и подготовки к севу, это еще и самый подходящий момент расчехлить кормозаготовительную технику. Специалисты компании CLAAS подсказывают, на что следует обращать внимание, готовясь к первому в сезоне укосу.
При производстве молока в структуре затрат на корма приходится до 60 %. Именно поэтому говорят, что уровень обеспеченности кормами, особенно основными, и их качество определяют рентабельность молочного животноводства.
Качество кормов зависит не только от продуктивности кормовых угодий и характеристик кормовых культур, но и от сроков заготовки: фазы развития растений, в которую ведется уборка, временных интервалов от момента скашивания до консервирования тем или иным способом. Даже при благоприятных погодных условиях кормозаготовительные кампании не проходят без стрессов, здесь ценишь каждый час бесперебойной работы всей кормоуборочной цепочки. Когда же погода начинает играть не в интересах аграриев, значимость готовности техники к работе и безотказного ее функционирования возрастает в разы.
Чтобы во всеоружии встретить первый укос 2023-го, стоит уже сейчас расчехлить кормозаготовительные машины, ответственные за первый этап работ. Даже если вы только-только получили свои новенькие косилки DISCO, ворошилки VOLTO и валкообразователи LINER от CLAAS, не поленитесь проверить и их.
Начать стоит с простого — визуального осмотра машин. Контроль следует проводить при хорошем освещении. Прежде всего обращайте внимание на комплектность и визуальную исправность рабочих органов. Дисковые ножи и граблины должны присутствовать не только в полном комплекте, но и отличаться своей целостностью. Изогнутые и деформированные рабочие органы требуют замены. Хорошо, если дефектовка кормозаготовительных машин была проведена еще осенью и все необходимое уже поступило в ведение инженерной службы, в противном случае придется активизироваться и в срочном порядке оформлять заказ у дилера. А чтобы и потом, уже в ходе работ не случились непредвиденные простои, не мешает список необходимого на сегодня дополнить защитными механизмами однократного действия (срезными болтами), сменными ножами косилочных дисков, приводными ремнями для плющилок и не только…
На первом этапе проверки техники нелишним будет также проконтролировать наличие снятых и отправленных на хранение перед консервацией узлов и агрегатов, внешних защитных элементов, пультов, терминалов управления и т. д.
Вслед за проверкой рабочих органов подвергните контролю состояние и целостность резинотехнических изделий, узлов гидравлики, приводных и защитных механизмов.
Рекомендуется проверить наличие смазки и ее уровень в закрытых редукторах и приводных системах. Доливка или замена должна осуществляться только смазочными материалами, рекомендованными дилером CLAAS. Убедитесь в отсутствии утечек масла, типичные пятна под машинами — признак их наличия.
Примерно за неделю-две до первого укоса следует провести пробный пуск машин. Здесь все внимание на выявление стуков, биений, вибраций, некорректное срабатывание механизмов защиты. Причины таких отклонений от нормы необходимо установить и устранить. Если предстоит запуск новой машины, его проводят в два этапа: сначала на холостом ходу, а затем на полном.
Непосредственно перед началом работы может возникнуть вопрос «взаимопонимания» с трактором при агрегатировании. Так, в случае с косилками первым делом проверьте балластировку трактора. Кроме этого, стоит отрегулировать давление в системе разгрузки косилочных модулей, проверить состояние карданов и фрикционных муфт. Настройте системы копирования рельефа (у фронтальных косилок настраивается длина разгрузочных пружин, а у задненавесных регулируется давление в гидроцилиндрах), выставите требуемую высоту среза через регулировку верхней тяги трехточечной навески, заодно проверьте состояние шарнирных соединений кардана и при необходимости проведите смазку. Как правило, высота среза не должна быть менее 8 см — это важно и для чистоты корма, и для сохранения точки роста у некоторых многолетних культур, да и для минимизации контакта машины с камнями и наездов на неровности будет полезно.
Важно соблюдение высоты рабочих органов и в случае валкообразователей и ворошилок. От глубины погружения в растительную массу зависит все та же чистота корма, но не она одна: изменяется и нагрузка на агрегат, следовательно, производительность на выполнении операции и расход топлива. При работе с ворошилками и валкообразователями все балласты на тракторе, требуемые при агрегатировании косилок, не потребуются, поскольку эти машины сравнительно легкие.
За несколько дней до старта кормозаготовки необходимо провести финальный контроль наличия защитных устройств, фартуков, работоспособности регулирующих систем и механизмов, а также запорных и транспортных блокираторов. Все информационные и предупреждающие указатели и таблички должны быть на своих местах. Проверьте и наличие светоотражающих элементов и габаритных сигналов, предусмотренных комплектацией, — от этого зависит не только безопасность проведения работ, но и сохранность и работоспособность самой техники.
При выходе в поле уделите внимание подгонке давления воздуха в шинах. Въезжать на кормовые угодья с тем же давлением, с которым осуществляется переезд по дорогам общего пользования, чревато повреждением дернины и посевов многолетних культур, а от их состояния зависят второй и последующие укосы. Системы автоматической регулировки давления в шинах — отличное подспорье механизатору, но при их отсутствии не стоит лениться и игнорировать рекомендации. В руководствах по эксплуатации сельхозтехники обычно указывают нормы давления в шинах трактора для тех или иных работ в поле, однако обращайте внимание и на показатели влажности почвы, состояние травостоя и состав культур в нем.
День Д и час Ч настают — выезжаем в поле. Хотя уже на площадке проверена готовность машин к работе, стоит проконтролировать соответствие текущих настроек трактора и орудия: они должны подходить к условиям, в которых предстоит вести кормозаготовку, виду культур, влажности, рельефу поля и т. п. В частности, среди требующих корректировки настроек трактора может оказаться длина задних тяг, подстройка опорного давления косилки и не только… Еще раз проконтролируйте выставленную высоту среза для косилок и уровень ведения рабочих органов ворошилок и валкообразователей.
При работе с косилкой в поле регулярно проводите контроль состояния ножей. Их острота влияет не только на расход топлива, производительность машины и на качество кормов, но и на то, какой будет урожайность последующих укосов. С притупленными ножами косилка будет вырывать растения из земли, а не выполнять аккуратный срез.
По завершении работы в поле и косилки, и ворошилки, и валкообразователи должны быть тщательно очищены и промыты от грязи и растительных остатков. На внутренней стороне бруса косилок часто налипает смесь земли и частичек травы, при высыхании она способна заблокировать диски косилки и привести к выходу из строя фрикционной муфты или карданного вала. Для валкообразователей уязвимыми местами являются замки складывания машины в транспортное положение. Попадание в них травы может приводить к тому, что для отдельных сегментов фиксация в требуемом положении окажется недоступной.
Выполнение представленных рекомендаций лишь отчасти определяет успех кормозаготовительной кампании. Профессионализм операторов машин, слаженная логистика и грамотное построение всей кормоуборочной цепочки привносят свою существенную лепту.
Чтобы в жизни план, нарисованный инженером хозяйства и зоотехником, не расходился с делом, важно также своевременное проведение технического обслуживания техники. Это является залогом эффективной работы машин в поле. По рекомендациям специалистов не стоит также пренебрегать изучением и периодическим освежением в памяти отдельных положений из руководства по эксплуатации машин.